Главная | Дома | Доходный дом А.А. Блинова - Рубинштейна, 6

Доходный дом А.А. Блинова - Рубинштейна, 6

В середине XIX века здесь стоял двухэтажный дом купца Гузанова, потом им владел генерал, директор Почтового департамента и член Государственного совета Федор Иванович Прянишников.

Прянишников Фёдор Иванович - член Государственного
Совета по Департаменту гражданских и духовных дел
1854 - 1857 / источник ru.wikipedia.org

Благотворитель и библиофил, он был вице-председателем Общества поощрения художников, а его коллекция картин славилась в Петербурге и считалась ценнейшей. Об этом говорит и тот факт, что в 1865 году вся коллекция была приобретена Александром II с правом пожизненного пользования ею Прянишниковым. После его смерти картины были выставлены в Обществе поощрения художников, затем отправились в Москву и пополнили фонд русского искусства Румянцевского музея, а после революции большую часть собрания передали Третьяковской галерее.

Следующие владельцы дома - братья Маркеловы. Дом словно притягивал собирателей. Теперь здесь поселился Владимир Алексеевич Михайловский (Базаров), собиратель книг, устроивший частную библиотеку. Жизнь его с самого начала была связана с театром: поначалу из-за нужды служил в харьковском театре «выходным» актёром и переписчиком ролей, потом стал режиссером. Работал в театрах Одессы и Москвы, печатал статьи о театре.

В 1877 году переехал в Петербург, где стал одним из известных антрепренеров и режиссеров клубных сцен, основателем театра в Стрельне и инициатором создания артистических товариществ и Театральной библиотеки, которая рассылала пьесы в провинциальные театры, где с успехом шли и его собственные водевили, а также переводы и переделки французских пьес.

В 1896 году дом Маркеловых купил немолодой генерал, петербургский комендант Николай Осипович Адельсон.

С этого момента начинается новая жизнь дома, он становится таким, каким мы его видим сегодня – четырехэтажным, с эркером, увенчанным балконом, с рустовкой между рядами окон по-разному декорированных на каждом этаже. А первый этаж заняли большие окна-витрины, предназначенные для магазинов. Двор ограничивали флигеля и двухэтажные службы, конюшни и сараи. В доме был водопровод и канализация.

Доходный дом Адельсона перестроил архитектор Петр Иванович Балинский (1861–1925). Фамилия этого человека не на слуху, а между тем личность он более чем примечательная и замечательная.

Архитектор Пётр Иванович Балинский, 1900 / источник ru.wikipedia.org

Балинский  родился семье известного врача-психиатра, профессора Имперрситете и окончил Институт гражданских инженеров, работал  на строительстве железной дороги от Вильно до Ровно, а потом занимал должность архитектора Министерства народного просвещения, Воспитательного дома, трех столичных больниц и домов призрения, служил в Техническом строительном комитете при Министерстве Внутренних дел. По его проектам было построено много самых разнообразных зданий, от корпусов больниц и банков до доходных домов.

Он был талантливый опытный инженер и предприниматель и, конечно же, прежде всего прагматик, хотя если посмотреть на картинки его изобретения, то можно назвать его фантазером и сказочником. Сегодня акварели художника Николая Каразина кажутся иллюстрациями к фантастическому роману, а это рисунки к проекту Балинского. Он составил проект метрополитена! Случилось это за три года до перестройки дома, о котором мы пишем. А история с проектом растянулась на годы.

В 1893 году Балинский подал начальству «Проект по учреждению Общества для постройки метрополитена столицы». Еще раньше в заграничных поездках Петр Иванович изучил все виды тогдашних средств передвижения, особое внимание уделив самому старому в мире лондонскому метро (1863г.). В те годы улицы Петербурга заполняли тысячи извозчиков с пассажирами и телеги с грузами, среди которых пробирались конки. Когда в начале ХХ-го века появился электрический трамвай, положение не исправилось. Линии трамваев проходили далеко от вокзалов, а сами трамваи двигались еле-еле в толчее экипажей и телег.

Когда-то рассуждали о прокладке тоннеля под Невским проспектом и даже о засыпке Екатерининского канала, чтобы проложить по руслу рельсы, но это были ничем не подкрепленные мечты. Балинский же представил на обсуждение цельный проект, который изменил бы картину города и позволил быстро и безопасно по нему передвигаться.

Самый большой в мире Центральный вокзал предполагалось построить на месте Обуховской больницы. Он бы соединял метрополитен и железную дорогу. Электрическая скоростная дорога должна была идти по эстакадам и насыпям высотой 5-10 метров, отчасти  в тоннелях. Через Неву и ее рукава требовалось возвести 11 мостов. А поезда приходили бы к станциям каждые 2,5 минуты.

Проект Петербургского метрополетена П.И. Балинского, 1900
/ источник ru.wikipedia.org

Для постройки метро требовалось 190 миллионов рублей и, хотя Балинский нашел за границей инвесторов, готовых вложить часть этой огромной суммы, а расчеты показывали, что новый вид транспорта с лихвой окупится за два года, проект одобрен не был.

В 1902 году Петр Балинский совместно с инженером Евгением Кнорре создал проект московского метрополитена с Центральным вокзалом возле Кремля и эстакадой проходящей по Красной площади. Линии московского метро образовывали единую сеть с трамвайными путями. Но и здесь проект остался только в чертежах и акварелях Каразина.

Однако вернемся к перестроенному Балинским дому. Только два года им владел генерал Адельсон. После его смерти дом купил богатейший купец, Асаф Блинов, занимавшимся хлебной торговлей, буксирным пароходством на Волге и нарождающимся нефтяныи делом.

А самым интересным жильцом того времени являлся архитектор Анатолий Иванович Ковшаров (1848 —1927), построивший в Петербурге ряд доходных домов, особняки, бани, оранжереи и две церкви. После революции, когда дом на Троицкой превратился в одну большую коммунальную квартиру, он эмигрировал во Францию, жил в Русском доме в Сент-Женевьев-де-Буа, а в 1927 году был первым похороненным на ставшем знаменитом русском кладбище.

Мы нашли сведения, указывающие, что в старое время в доме размещались Болгарская дипломатическая миссия, парикмахерская, мастерская по ремонту головных уборов, а в советское время ателье, молочный магазин и Ленинградская контора материально-технического обслуживания, которая управляла столовыми и снабжала их инвентарем и оборудованием.

Сегодня в доме находятся самые разнообразные организации: салон красоты, ювелирная студия, ателье «Весна», где осуществляется дизайн-пошив и ремонт одежды, также мастерская текстиля, винный бар и хостел, магазин мебели и товаров для интерьера, бизнес сообщество и агентство недвижимости, тату-салон, и даже клуб единоборств.