Главная | Дома | Доходный дом В.Н. Лермантова - Рубинштейна, 26

Доходный дом В.Н. Лермантова - Рубинштейна, 26

Прошлое участка, построек на нем и владельцев всего этого хозяйства,  весьма запутанное и ведется с давних пор.  Первый дом  на месте нынешнего построен в 1822 году, а перестроен он был в 1849 году Людвигом Францевичем Фонтана - штатным архитектором министерства финансов и императорского двора.

Людвиг Францевич Фогтана / фото wikipedia.org

Работал этот зодчий много и успешно, а самое известное из его главных произведений - «Гранд Отель Европа». Владельцем перестроенного трехэтажного дома был Владимир Николаевич Лермантов (1796 — 1872) - инженер путей сообщения, генерал-майор, двоюродный брат М.Ю.Лермонтова. Именно ЛермАнтов, а не ЛермОнтов. И был он, как говорят, последним, кто носил эту фамилию в таком написании.

Будучи в отставке, В.Н. Лермантов увлекался историей наполеоновских войн и даже публиковал свои очерки в «Русском инвалиде». Его молодой кузен, поэт Михаил Юрьевич Лермонтов, считал, что правильнее писать их фамилию через букву «о», а не через «а», как писали все родственники до этого. Наш ЛермАнтов, узнав об этом сказал: «Мало ли что вздумает этот мальчик. Я воевал с этой фамилией, с ней буду жить и дальше». Ныне можно  прочесть, что отец Михаила Юрьевича все-таки Лермонтов, а сам поэт до 1840 года писал свою фамилию с буквой «А». Кто заинтересуется этой загадкой родословия, может заняться ее исследованием. Но владелец нашего дома подписывался -  Лермантов.

Дочь Лермантова, Елизавета Владимировна, была замужем за полковником Николаем Александровичем Тишининым, у них был сын Владимир Николаевич, который, после смерти матери в 1884 году получил дом в наследство. Но самым последним хозяином, а точнее хозяйкой, в 1909 году стала вдова туркестанского генерал-губернатора, Устинья (Ульяна) Александровна Тевяшева.

Нынешний свой вид дом обрел в 1906 году при Владимире Николаевиче Тишинине, почетном гражданине, инженере. Перестройкой занялся известный петербургский архитектор Александр Сергеевич Хренов (1860-1926). В нашем городе он построил более тридцати домов, а на Троицкой улице, как раньше называлась улица Рубинштейна, был автором дома № 4, принадлежавшего знаменитому ресторатору Палкину.

Архитектор Алекспндр Сергеевич Хренов / фото wikipedia.org

Перестройка коснулась этажности. Дом подрос – стал четырехэтажным, а над карнизом выстроился ряд мансардных помещений с круглыми  окнами.

Фасад дома / фото naRubinsteina.ru

Оформлен дом в стиле поздней эклектики: на первом этаже рустовка, на втором – треугольные сандрики, как брови над глазами-окошками, на третьем наличники с замковыми камнями, а под окнами четвертого – лепные гирлянды. Перестройка касалась и флигелей.

Фрагмент фасада, декор, 2024 / naRubinsteina.ru

Хренов проектировал дома в разных стилях – неоклассицизме, модерне и эклектике. В оформлении вестибюля и парадной лестницы он не удержался от модерного декора. Это касается красивой, как ковер, напольной плитки при входе, ярких керамических полос на стенах с изображениями водяных лилий и стрекоз и лестничной кованой решетки с размашистым рисунком.

Напольная плитка, фрагмент, 2024 / фото naRubinsteina.ru

 

                                                                         Настенная плитка, фрагмент, 2024 / фото naRubinsteina.ru

В целом же вестибюль и вся лестница  с большим количеством окон очень светлые и просторные, а лепной декор стен тонок и изящен. Частично сохранились витражи и деревянные двери с резным рисунком и прекрасными десюдепортами - резными навершиями над дверью.

Декор парадной, фрагмент, 2024 / фото naRubinsteina.ru

 

                                                                          Лестница, окна, 2024 / фото naRubinsteina.ru

В доме № 26 находилось солидное издательство «Русское Книжное Товарищество "Деятель"». Помимо художественной литературы, оно было известно своими многотомными изданиями, такими как: «Жизнь животных» Брема, «Русская энциклопедия» и «Свод Законов Российской Империи».

В 1884 году при Тишининых здесь обосновалась редакция старейшей русской газеты «Петербургские ведомости», существовавшей с 1728 года. Редактором и издателем газеты на то время был Василий Григорьевич Авсеенко, чиновник особых поручений  при  министре просвещения.

Василий Григорьевич Авсеенко / фото ruwiki.ru

А поскольку газета находилась в ве­де­нии Министерства народного про­све­ще­ния, Авсеенко получил льготы, в частности бесплатную аренду для редакции. Сам он жил по соседству в доме № 28. Газета помещала материалы о по­ли­тических со­бы­тиях, на­у­ке, ис­кус­ст­ве, промышленности и тор­гов­ле, печатала ка­зён­ные и ча­ст­ные объ­яв­ле­ния. Однако популярностью она не пользовалась и подвергалась критике. Для того, чтобы поправить положение, Авсеенко значительно отступил от своей прежней консервативной программы, расширил отделы. Он пригласил к сотрудничеству видных писателей: В.В. Крестовского, поэта К.К. Случевского, писателя и философа К.Н. Леонтьева, стал печатать переводы иностранных писателей. Художественную критику вел драматург и историк искусств П.П. Гнедич. Газета публиковала некоторые очерки А.А. Бахтиарова, в дальнейшем вошедшие в книгу «Брюхо Петербурга». Но положение дел не поправилось.

В конце 1890-х годов газета за­ня­ла про­пра­ви­тель­ст­вен­ную по­зи­цию, ста­ла поль­зо­вать­ся оп­ре­де­лён­ным влия­ни­ем, а в 1917 году ре­ше­ни­ем Пет­ро­град­ско­го во­енно-ре­во­люционного комитета была закрыта. Возродилась она в 1991 на базе «Ленинградской правды», поменявшей свое имя на дореволюционное.

Остается добавить, что в этом доме (тоже при Тишининых) жил Эрнест Иванович Жибер (1823 - 1909) - архитектор, художник и преподаватель.

Эрнест Иванович Жибер / фото rah.ru

Был он председателем Петербургского общества архитекторов, почётным членом Императорской академии художеств, редактором российского журнала «Зодчий», членом строительных комитетов Министерства внутренних дел Императорского двора. Во второй половине 19 века он фактически руководил всем строительством в Российской империи. Жибер был поклонником русского и византийского архитектурных стилей, что сказалось на его творчестве и особенно выразилось в спроектированных им храмах.

Как и в соседних домах в доме располагалась масса всевозможных заведений: Правление Второй Санкт-Петербургской артели посыльных, портновские мастерские Матушевича и Семизоровой, а также сапожная, скорняжная,  мебельно-обойная и шляпная мастерские. Перед революцией – правление Союза писчебумажных фабрикантов и редакция ежемесячного журнала «Писчебумажное дело», Общество заводчиков и фабрикантов во главе с Э.Л. Нобелем, Троицкая водолечебница Боршипольского и Бруштейна, женская лечебница Лихтендорфа. Также здесь находились меблированные комнаты «Пенаты» и «Новоевропейские».

Здесь жили и принимали заказы подрядчик кровельных работ и массажист, работала женская парикмахерская и продавались парики. Долгожителем, просуществовавшим до советских времен оказалось ателье по пошиву и прокату маскарадных костюмов. Что же касается сегодняшнего дня, то здесь вы найдете юридическую компанию, две гостиницы, два салона красоты разной специализации, бар и магазин.