Главная | Антон Рубинштейн

Антон Рубинштейн

Старая петербургская Троицкая улица в центре города в 1929 году переименована в улицу Рубинштейна в честь 100–летия со дня рождения великого музыканта.

Неизвестный художник. Портрет Антона Рубинштейна, 1880 / из фондов СПбГМТиМИ

«Игра Рубинштейна поражала своей простотой» – писал известный пианист и профессор Бакинской консерватории Матвей Леонтьевич Пресман.

– «Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини. Популярность его была так велика, что выражения «так играет Антон», «так дирижирует Антон» или просто «так сказал Антон» были совершенно естественными. Все понимали, что речь идёт об А. Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст Петра Ильича Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна"».

Его называли гением, а сравнивали только с великим пианистом Ференцем Листом. Он соединял в своей игре мощь и грацию, изящество, нежность. Отмечали, что исполняя два раза одно и то же произведение, он делал это по-разному, но неизменно великолепно. Выразительным лицом и львиной гривой, он походил на Бетховена, а играл обычно с закрытыми глазами. Сам он объяснял, что однажды во время концерта глянул в зал и увидел на первом ряду старую женщину, которая зевала во весь рот. Больше он в зал не смотрел. Блестящий импровизатор, обладатель чудо техники, он мог даже промах превратить в удачу. Сергей Рахманинов рассказывал, как однажды Рубинштейн исполнял "Восточную фантазию" Балакирева, но отвлекся и забыл какую-то ее часть. Однако он не растерялся, а продолжал играть, импровизируя в манере балакиревской пьесы, пока не вспомнил ее и не доиграл, как положено.

«Рубинштейн был воистину несравненен, - говорил Рахманинов, - может быть даже и потому, что был полон человеческих порывов, а его исполнение - далёким от совершенства машины». 

На концерты Рубинштейна было не пробиться. Фанатки следовали за ним из города в город, как и нынешние за нашими поп-звездами, правда, масштабы личности с нынешними не сопоставимы. Рассказывали, что некоторые дамы на его концертах падали в обморок. Возможно, раньше женщины были более чувствительные, чем теперь, хотя не надо забывать, что они носили корсеты, которые сковывали легкие, затрудняли кровообращение и не давали дышать.

            А.И. Лебедев - литография. Карикатура на А.Г. Рубинштейна, литография Поля Пети, вторая половина XIX в. / из фондов СПбГМТиМИ

Но гений этого человека заключался не только в исполнительском мастерстве. Он был еще и композитор, педагог и общественный деятель, щедрый на благотворительность человек. Рубинштейн был очень требователен к себе и недоволен своей композиторской деятельностью, его расстраивали разговоры о том, что пианист он лучший, чем композитор. А меж тем он предавал композиции огромное значение и число написанного им, удивляет. Более 300 произведений создал Рубинштейн за свою жизнь: 21 оперу, 2 оратории, 6 симфоний, 5 фортепианных концертов, а также трио, квартеты, квинтеты, сонаты, увертюры, симфонические поэмы, песни, романсы. И для тех, кто считает, будто никогда не слушал Рубинштейна и не знает его сочинений, скажем – это не так. С первых нот вы узнаете его широко известную «Мелодию», романсы «Ночь», «Горные вершины», грациозных «Лесных цикад». Наверняка вам известны романсы из лучшей оперы Рубинштейна «Демон»: «На воздушном океане», «Не плач, дитя» и арию Демона - «Я тот, которому внимала»

Родился Антон Григорьевич Рубинштейн в 1829 году в селе Харьковской губернии близ города Дубоссары. Еврейская семья приняла православие, и потому смогла покинуть черту оседлости и перебраться в Москву, где отец завел карандашную фабрику. В семье было пять детей, и музыкой с ними занималась мать, Антон же с семи лет обучался у лучшего в Москве педагога.

Портрет Николая и Антона Рубинштейнов, 1844 / из открытых источников

Впервые он выступил перед публикой на благотворительном концерте в театре Петровского парка, когда ему было 10 лет, а еще через год по желанию матери отправился со своим педагогом во Францию, там он должен был поступить в Парижскую консерваторию. Этого не случилось. Зато на мальчика обратили внимание Фредерик Шопен и Ференц Лист. Вместе с учителем Антон объездил с выступлениями всю Европу, выступив практически при всех европейских дворах. В те времена очень любили концерты вундеркиндов. Судя по произведениям, которые исполнялись, он достиг значительных успехов в музыке. Позднее вместе с матерью и младшим братом Николаем, они отправились в Берлин, где Антон занимался фортепиано и теорией музыки.

Но в 17 лет умер отец, мать с братом вернулись в Россию, а у Антона началась взрослая жизнь. Он переехал в Вену, жил на чердаке, впроголодь, зарабатывая копейки частными уроками. Только через три года он вернулся в Россию. Обосноваться в Петербурге ему помогла великая  княгиня Елена Павловна.


Карл Брюллов «Портрет великой княгини Елены Павловны», 1828 / из открытых источников 

Рубинштейн дебютировал в качестве дирижёра, выступал как пианист, его приглашали играть при дворе. В 1852 году появилась его первая крупная опера "Дмитрий Донской". А еще он мечтал о создании в Петербурге музыкальной академии. Но это были только мечты.

К. Геллер - литография, А. Бауман - типолитография. Портрет Антона Рубинштейна, 1860-е / их фондов СПбГМТиМИ

Только в 1859 году после большого концертного тура по крупным европейским городам, после постановки в Веймаре с помощью Листа своей оперы, он добился учреждения Русского музыкального общества.

Императорское Русское музыкальное общество. Программа Второго симфонического собрания. 20 ноября 1882 / из фондов СПбГМТиМИ

Группа лиц на музыкальном вечере у А.Г. Рубинштейна - литография с рисунка 1860-е / из фондов ЦГАКФФД 

На следующий год при Обществе были открыты музыкальные классы, через три года преобразованные в российскую консерваторию, первое высшее учебное музыкальное заведение. Рубинштейн стал первым директором консерватории, дирижёром оркестра и хора, профессором по классам инструментовки и фортепиано. Среди его учеников был Петр Ильич Чайковский.


Портрет композитора Петра Ильича Чайковского, конец 1860-х / их фондов ЦГАКФФД В 3115

А через год после столичной консерватории младший брат Антона, пианист и дирижёр Николай Рубинштейн (1835 - 1881) основал консерваторию в Москве.

Братья Николай и Антон Рубинштейны. "Фотография художника Алекс. Эйхенвальда", Москва 1867-1875 / из фондов СПбГМТиМИ

Деятельность Рубинштейна не всегда находила понимание даже среди композиторов. Далеко не все считали важным профессиональное образование музыкантов, музыкальное просвещение, и важную роль консерватории в формировании русской музыкальной школы. Через пять лет Рубинштейн отказался от должности директора и уехал за границу с концертами, которые проходили с неизменным успехом. День за днем он исполнял сотни лучших фортепианных произведений.

Карикатура. Афиша концерта в Париже. / из открытых источников

В начале 70-х годов состоялась триумфальная поездка в Северную Америку. Он стал первым крупным музыкантом из России, гастролировавшим там. Восемь месяцев вместе с Генриком Венявским, прославленным скрипачом, которого называли польским Паганини, Рубинштейн ездил по 9 американским и 2 канадским городам, где они дали 215 концертов. Он часто ездил с концертами за границу, а из Петербурга в Москву чуть не каждую неделю.


Композитор А. Г. Рубинштейн среди участников оперы "Феделио", 1880-е / из фондов ЦГАКФФД В 2943

В конце 1880-х годов Рубинштейн снова возглавил Консерваторию и в тот же год снял квартиру на Троицкой улице. Он был известен участием в бесконечных благотворительных концертах и помощью молодым музыкантам. Его «исторические концерты» имели просветительскую цель – познакомить публику с историей классического пианизма. 

Программа фортепианного концерта из произведений Ф. Мендельсона, Л. Бетховена, Ф. Шопена, исполняет А.Г. Рубинштейн. 3 апреля 1882 / из фондов СПбГМТиМИ

Программа благотворительного фортепианного концерта из произведений Г. Генделя, И Баха, В. Моцарта,Ф. Шопена, исполняет А.Г. Рубинштейн. 7 апреля 1883 / из фондов СПбГМТиМИ

 

Программа фортепианного концерта из произведений А.Г. Рубинштейна, исполняет А.Г. Рубинштейн. 2 января 1894 / из фондов СПбГМТиМИ

Он играл в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже, Лейпциге, Дрездене и Брюсселе, исполнив практически весь существовавший сольный репертуар для фортепиано от XVII века до современных ему русских композиторов.

А гонорары вложил в организацию Международного музыкального конкурса пианистов и композиторов, которые должны были проходить в разных городах мира каждые пять лет. Состоялось пять конкурсов, шестой отменили из-за начала Первой мировой войны. Первый конкурс прошел в Петербурге в 1890 году, до второго Рубинштейн не дожил.

Антон Григорьевич Рубинштейн. Фотоателье К.А. Шапиро. Санкт-Петербург / из фондов СПбГМТиМИ

Он умер в 1894 году на своей любимой даче в Петергофе и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

Вилла А.Г. Рубинштейна в Старом Петергофе / из открытых источников

Кабинет А.Г. Рубинштейна на его вилле в Старом Петергофе / из открытых источников

Остается добавить, что женился Рубинштейн в 36 лет на княжне Вере Александровне Чекуновой, которая родила ему троих детей.

Антон Григорьевич с женой Верой Александровной. Фотоателье "Fritz Luckhardt", Вена, 1865 / из фондов СПбГМТиМИ

После смерти композитора 18 ноября 1900 года в здании Санкт-Петербургской Консерватории Императорского русского мзыкального общества был открыт Музей имени Антона Григорьевича Рубинштейна. 

Каталог Музея имени А.Г. Рубинштейна. Санкт-Петербург, 1902 / из фондов СПбГМТиМИ

А для того, чтобы представить Рубинштейна как человека, приведем некоторые из его дневниковых записей:

«Фортепиано для меня - самый приятный инструмент, потому что оно представляет из себя музыкальное целое. Каждый же другой инструмент, не исключая и человеческого голоса - ни что иное, как музыкальная половина.»

«Искусство - это Ева, подающая молодому художнику яблоко. Кто вкусит от этого яблока - теряет рай своего душевного спокойствия и довольства. Виноват в этом успех - эта вкрадчивая змея.»

«В России я живу, - писал он, - в Германии - мыслю, во Франции - наслаждаюсь, в Италии, Испании, Швейцарии - восторгаюсь, в Англии, Голландии и Бельгии работаю, в Америке – действую.»

«Каждая женщина для меня - Ева. Но я всегда готов ей сказать: "Ave".

«К вопросу о природе в искусстве: виноград - это природа, вино искусство. Дальнейшие комментарии, думаю, излишни.»

«Бывают люди, которые со своим образом мышления слишком рано появились на свет, и такие, которые появились слишком поздно: первые - мученики, последние – неудачники. Попасть на свет в свое время - вот в чем штука! Только немногим это удается!»

«Туда, где ты желаешь быть хорошо принятым, ты должен являться редко.» 

«Человеку необходимо иметь сознание долга, который он должен исполнять во что бы то ни стало. В противном случае он теряет смысл своего существования.»

Если кого-то заинтересуют мысли Антона Рубинштейна, вы сможете их прочесть в его книге «Короб мыслей».